QR-код

Что такое QR-код?

QR-код (от английского Quick Response, «быстрый отклик») — это тип штрих-кода, хранящий информацию в виде серии пикселей в квадратной сетке, которая внешне выглядит как черно-белый узор. QR-код, в отличие от штрих-кода, читается в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Это позволяет хранить в нем больше данных. При сканировании QR-кода пользователь получает доступ к этим данным мгновенно.

История возникновения QR-кода

Отцом QR-кода можно считать штрих-код появившийся в Японии в 1950-х годах, являющийся изображением для хранения и чтения информации, работающий по системе азбуки Морзе, то есть система «одномерного штрих-кода». У такой системы было много плюсов, например, считать его можно было под наклоном, считывание было быстрым и удобным для работников компаний, но также такая система имела минусы. Одним из таких было малое количество информации, которую можно кодировать, ведь подобная система могла закодировать не больше двадцати символов в двоичной системе. Со временем стало понятно, что одномерного штрих-кода не хватает для многих задач. В Японии 1990-х годов сотрудники компании Toyota Motor Corporation, а точнее ее дочерней Denso Corporation жаловались на большое количество деталей с разными бирками. Где-то использовались цифры, где-то буквы, а где-то даже японские иероглифы. Тогда директор компании Такатоси Фанкай запустил проект по созданию нового вида штрих-кода, который возглавил Хара Масахиро. Главный его целью было создание более объемного, защищенного от повреждений изображения, считать код с которого можно с любой стороны. Идея сочетания черных и белых деталей пришла ему благодаря японской игре «го», целью которой является расположение на поле камней черного и белого в определённом порядке. Главным отличием от обычного штрих-кода является тот факт, что новый код — двухмерный, в нем информация расположена в двух направлениях. Квадратную форму Масахиро выбрал неслучайно. Такая форма легче остальных считывается современными устройствами, а также квадрат редко встречается в формальных документах.
Хара Масахиро представил своё изобретение публике в 1994 году. Denso Corporation зарегистрировала QR-код как свой товарный знак, однако не стала облагать лицензионными отчислениями его использование сторонними компаниями. Каждый желающий может создавать и сканировать QR-коды для любых целей, в том числе для рекламы своей продукции. Уже в 2000-ом году QR-коды стали одобренным стандартом кодирования данных.

Принцип работы QR-кода

Узор QR-кода хранит зашифрованную последовательность данных в двоичном формате (1 и 0) в виде матрицы. Каждой отдельной ячейке сетки присваивается значение в зависимости от цвета (черный или белый). Затем ячейки группируются в более крупные узоры. Ключи закодированных данных содержат дубликаты, поэтому при незначительном повреждении поверхности QR-кода его можно считать.
QR-код может иметь одну из следующих кодировок:
·      Цифровая: 10 битов на три цифры, до 7089 цифр;
·      Алфавитно-цифровая: поддерживаются 10 цифр, буквы от A до Z и несколько спецсимволов. 11 битов на два символа, до 4296 символов;
·      Байтовая: данные в любой подходящей кодировке (по умолчанию ISO 8859-1), до 2953 байт;
·      Кандзи: 13 битов на иероглиф, до 1817 иероглифов.
Составление QR-кода проходит в несколько этапов:
·      Информация кодируется одним из способов (цифровым, буквенно-цифровым, байтовым или кандзи), превращаясь в поток битов — последовательность нулей и единиц;
·      Формируется служебная информация, определяющая версию кода и кодировки;
·      Полученные потоки разбивается на блоки;
·      К каждому блоку добавляются байты коррекции в зависимости от выбранной версии кода;
·      Два блока (исходных данных и коррекции) объединяются в один поток, чтобы получилась последовательность данных.
·      Данные заносятся в поле кода. Для этого пространство, оставшееся после введения обязательных элементов, делится на столбики шириной в два модуля. Они заполняются «змейкой», ноль — белый модуль, единица — черный.
Составление QR-кода происходит с помощью различных сопутствующих программ.
Для использования QR-кода достаточно навести камеру смартфона на код, получить уведомление о том, что код распознан и использовать его.
Приложения же в свою очередь распознают черные и белые поля, квадраты в углах подсказывают, что именно нужно читать и где расположена системная информация. Затем в основной части кода белые поля превращаются в нули, черные — в единицы. Получается поток данных, из которых потом восстанавливается исходная информация.

Преимущества и недостатки использования QR-кода

К основным преимуществам использования QR-кода можно отнести:
· удобство проведения операций;
· мгновенное зачисление денежных средств;
· высокая безопасность транзакций;
· мгновенный возврат средств при отмене операции.

К основным недостаткам использования QR-кода можно отнести:
· недостаточно широкое распространение;
· невозможность совершения транзакций без доступа к интернету;
· возможность неправильного распознавания QR-кода.
QR-код вполне имеет будущее, но для этого необходима его популяризация и интеграция в телефоны программного обеспечения позволяющего считывать QR- коды.
Бизнес и Инновации: Читай! Думай! Действуй!
Made on
Tilda